Понедельник , Ноябрь 20 2017
Домой / Android / Проблемы индустрии разработки ПО

Проблемы индустрии разработки ПО

Twitter

Google+

Часто приходится слышать, что приложения и игры давно уже не торт, везде один сплошной донат и, вообще, производители программного обеспечения идут куда-то не туда. Давайте попробуем заглянуть на «кухню» разработчиков ПО и понять, что же там происходит, что приводит к таким последствиям.

Подписки и Software as a service

Давным-давно, когда деревья были большими еще в прошлом веке рынок был растущим, потенциальная аудитория покупателей ПО была значительно больше уже существующей. При этом выход каждой новой версии приложения (или даже операционной системы) был большим событием: изменений было предостаточно. Это позволяло отлично работать классической модели продаж: пользователь платил деньги и получал товар (в данном случае — программное обеспечение). Разработчик не просто получал деньги, а получал их стабильно (пользователи готовы были регулярно покупать новые версии) и с каждым днем все больше (появлялись новые пользователи). Этих денег хватало не только на новые Ferrari и BMW для топ-менджмента на хлеб с маслом, а иногда и с икрой, но и на то, чтобы вкладывать их в дальнейшую разработку.

Проблемы индустрии разработки ПО

Но со временем классическая модель стала пробуксовывать. С одной стороны рынок постепенно насыщался. А с другой стороны — ПО вышло на такой уровень, что пользователи осознавали: а ведь нам хватает его возможностей, и обновления больше не нужны. И в самом деле, если мы посмотрим на Windows XP, то обнаружим, что она закрывает все потребности типичного домашнего пользователя. А если чего-то и не хватает (например, быстрого поиска с индексацией), то это решается установкой дополнительного ПО (того же Google Search, к примеру). Проблемы обычно появляются от искусственного их внесения. Например, Microsoft выпускает новые версии DirectX только для новых версий ОС, и пользователи Windows XP остаются без новых игр.

Поэтому компании стали пробовать заменить разовую продажу ПО на регулярное взимание денег за использование. В сегменте B2B стали популярны схемы «Оплати годовую подписку в размере 20% стоимости и получай поддержку и бесплатное обновление в течение этого времени». Для B2C эта схема работать уже не будет, и здесь вводятся прямые подписки: «Специальное предложение для фотографов — комплект из Photoshop и Lightroom за 300 рублей в месяц (плюс НДС)».

Идеальным вариантом для подписки является модель SaaS — Software as a Service, когда ПО функционирует не на устройствах пользователя, а где-то в облаке, а у пользователя крутится только небольшая клиентская часть. Такой подход гарантирует, что пользователь не может «спиратить» ПО. В случае классического варианта никто не мешает (технически, а не юридически) взломать проверку лицензий тех же Photoshop/Lightroom и продолжать пользоваться приложениями после истечение срока подписки.

Для игр все еще хуже — внезапно оказалось, что максимальную и стабильную прибыль приносит донат. Поэтому игры на мобильных платформах, где цены на классические варианты «купи один раз и пользуйся вечно» изначально были ниже чем для ПК и, тем более, приставок, и скатываются в унылый донат. Это самый простой путь. Даже если игра получилась неудачной, вполне вероятно, что до того, как все расчухают это, удастся срубить немного деньжат.

Кадры решают всё

Проблемы индустрии разработки ПО

Следующая проблема влияет уже не на цену, а на качество ПО. Это — разработчики, те, кто, собственно, и занимается изготовлением продукта. Не секрет, что в большинстве компаний — производителей ПО происходит регулярная текучка кадров. В индустрии считается, что без явного роста не стоит задерживаться на одном месте более двух-трех лет. При этом очевидно, что когда уходит опытный сотрудник, на его место приходит тот, чей опыт меньше. Безусловно, иногда нанимают и гуру, который может, например, не знать предметную область, но отлично владеет всеми инструментами. Но это не всегда удается. Некоторые компании после безуспешных попыток нанять профессионалов вообще могут переходить к политике: «Мы нанимаем только новичков и растим их сами». А новички, конечно же, чаще ошибаются. И ошибки не всегда можно отловить а этапе тестирования.

Иногда бывает и банальное желание сэкономить. Например, заключается договор о разработке ПО с некоей компанией. По факту реальной разработкой может заниматься по договору субподряда совсем другая компания, чьи расценки существенно ниже. А заказчик об этом даже не узнает.

К чему приводит ускорение

Времена, когда ПО разрабатывалось «с нуля», безвозвратно канули в Лету. Сегодняшний ритм жизни просто сумасшедший по сравнению с тем, что было всего лишь 20 лет назад, и разработка ПО должна соответствовать этому темпу. Приложения надо делать все быстрее и быстрее. Старый принцип Debian «Новая версия выйдет, когда она будет готова» уже не работает. Сроки спускаются извне и жестко фиксируются, а разработчики должны в них укладываться. Это дает сразу два следствия.

Следствие первое: для того, чтобы разрабатывать приложения быстрее, они собираются из готовых кирпичиков (библиотек). Где-то эти кирпичики небольшие и совсем незаметные извне, а где-то огромные и неповоротливые. Библиотека может существенно увеличивать объем приложения, может тормозить, но если нет других способов решить поставленную задачу за отведенный срок, эту библиотеку будут использовать.

Проблемы индустрии разработки ПО

Следствие второе: потогонка может приводить к сознательному снижению качества. Если для того чтобы решить задачу правильно и хорошо, нужен месяц, а на решение дают неделю, то высока вероятность получить набор «костылей», которые «вероятнее всего будут правильно работать в типичных ситуациях». Иногда они будут работать 100% правильно, но сделают невозможным корректное расширение возможностей приложения в будущем. Это может сработать как бомба замедленного действия: прямо сейчас и в сроки уложились и у пользователей все работает хорошо, но «завтра» все сломается.

Быть не как все

Еще одной проблемой при разработке является выбор актуальных задач из обширного предварительного составленного списка. Реальный диалог с главой разработки банковского приложения:

— А почему у вас нет коммунальных платежей? В целом мне ваш банк нравится, хочу полностью перейти на него, но из-за платежей приходится использовать Сбербанк.

— Ну… коммунальные платежи есть у многих. Если мы попытаемся их сейчас добавить, то сразу так же хорошо не сделаем. Поэтому они у нас записаны, конечно, но не в приоритете. Лучше мы добавим уникальные «фишки», которых ни у кого нет.

Почему так все происходит

Как говорится, «Ничего личного, просто бизнес». У разработчиков ПО нет задачи сделать приложения максимально удобными для пользователя. У них есть задача заработать деньги. Иначе это уже не бизнес. Конечно, это относится только к тому ПО, которое и продается как готовый продукт. Если приложение является частью большого комплекса или сервиса (причем необязательно программного), то оно может быть совершенно бесплатным. Например, никому не приходит в голову брать деньги за приложение для вызова такси или доставки пиццы. Если вы пользуетесь таким сервисом, то вы уже приносите деньги, и мобильные приложения будут для вас совершенно бесплатны.

Проблемы индустрии разработки ПО

Кроме того, чтобы зарабатывать, не надо делать идеальный продукт, надо чтобы продукт был лучше, чем у конкурентов. Причем даже не обязательно во всем. В дело могут вступить маркетологи и грамотно подать продукт, подчеркнув его преимущества и умолчав о недостатках. Здесь уместно вспомнить историю о том, чем отличается телевизионная игра «Что? Где? Когда?» от спортивной разновидности этой же игры. В телевизионной версии команда должна выиграть у телезрителей, набрав 6 очков раньше, чем проиграет столько же. Это некоторый объективный показатель. А в спортивной игре много команд играют вместе в одном зале (ответы на вопросы не произносятся ими вслух, а записываются на бумажках и сдаются в жюри). И для победы команда вовсе не должна сыграть хорошо. Она может сыграть очень плохо. Важно лишь то, что сыграть надо лучше соперников (или, что то же самое: соперники должны сыграть хуже).

Что же делать простому пользователю?

Продолжать покупать и использовать то ПО, которое нравится, и отказываться от того, которое не нравится. Если компания-разработчик адекватна и готова слушать своих пользователей — регулярно сообщать, что нравится и что не нравится в их продуктах.

источник

Понравилась статья? Не забудьте рассказать друзьям:

Проверьте также

1a570de5bcdf6a9d62f2302ef249ecfc

Как зло побеждает

Twitter Google+ Поделись этой статьёй, чтобы помочь Иисусу Давным-давно, когда eBay открыл представительство в РФ ...

Добавить комментарий

Закройте это окно, если вы НЕ ХОТИТЕ
ВОЗВРАЩАТЬ ДЕНЬГИ С ПОКУПОК В 1000+ МАГАЗИНОВ

Как вернуть? Очень просто: отныне все ваши покупки делайте через кэшбэк-сервис SecretDiscounter.ru и будете возвращать до 50% с покупок в таких популярных магазинах как Aliexpress, Wildberries, Lamoda, ASOS, Adidas, Booking.com, Mamsy, М.Видео и многих других! Запад пользуется этим инструментом уже 20 лет – SecretDiscounter сделал его доступным и в СНГ.

ТАКЖЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

  • Кэшбэк в более 1000 магазинов и сервисов
  • 7000 бесплатных купонов и промокодов
  • Премиум-аккаунт в подарок при регистрации
  • Накопительную систему (ваш процент кэшбэка увеличивается с каждой покупкой)
  • Возможность приводить друзей и зарабатывать с их покупок, пожизненно!
  • Круглосуточную поддержку по телефону и в чате

Читайте ранее:
096d36aae9818d47f16bcc71aaa39fb3
К осеннему релизу юбилейного смартфона iPhone, анонс которого ожидается 7 сентября, все

К осеннему релизу юбилейного смартфона iPhone, анонс которого ожидается 7 сентября, все готовятся по-разному. Фанаты ...

Закрыть